RUS ENG

Обучение в Австрии и Германии: честные ответы на прямые вопросы.

Друзья, всем привет! Недавно в Берлине я встречалась с одной из наших студентов, Салтанат Шошановой. Она уже выпускник Венского университета, в который сейчас многие хотят поступить, и уже студент магистратуры Берлинского Свободного университета, он также очень сильно популярен среди наших заявителей, так как является топовым ВУЗом Германии! Я задала Салте ряд вопросов, которые интересны всем будущим студентам зарубежных ВУЗов и вот вашему вниманию, по-моему, самые развернутые и откровенные ответы, которые я когда-либо получала!

 Salta

- Салтанат, привет! Расскажи, пожалуйста, как ты вообще приняла решение о том, что будешь учиться за рубежом? Почему Австрия?

После школы я год проучилась в Санкт-Петербурге на факультете Истории искусств, но мне пришлось прервать свое обучение и вернуться в Алматы, где я поступила на факультет журналистики в КазНу. Мне очень хотелось продолжить учиться на историка искусств, но в Алматы такой специальности не было. Кажется, сейчас в Астане она появилась. Вернуться в Санкт-Петербург было по финансовым причинам нереально, а Австрия оказалась в этом смысле более доступной. У меня там училась подруга, которая мне немного рассказала о Вене и я загорелась.

- А почему именно История искусств? Ты ведь наверняка понимала, что эта специальность как минимум не совсем популярна у нас.

История искусств пересекается с историей, философией, политикой, религией, археологией и местами даже с антропологией и социологией. При этом история эта рассказана через призму опыта конкретного человека, художника, который в силу своей гениальности говорит обычно не только о прошлом, настоящем, но и о будущем. Меня этот подход всегда очень завораживал и завораживает до сих пор. История искусств очень широкая и глубокая специальность, с возможным применением в различных областях жизни, поэтому я знаю, что в Казахстане специалисты в этой области нужны и будут востребованы. Если же под «популярно» имелось в виду насколько эта специальность денежная, то я просто отвечу вам словами профессора Шварца, который на самой моей первой лекции в Венском университете сказал следующее: «Если вы надеетесь заработать в этой сфере деньги, то можете сейчас сразу встать и уйти».

- Расскажи, пожалуйста, когда ты впервые приехала в Вену, какие у тебя были впечатления? Было ли ощущение культурного шока? Как быстро ты смогла освоиться там?

До моего переезда в Вену, я никогда не была в Европе. Меня поразило спокойствие людей, отсутствие напряженности вокруг и чистый воздух. Вена – город, сделанный для людей с любовью к каждой мелочи. Подобный подход шокирует, кажется, будто ты надел самые удобные одежды, сшитые специально для тебя из самых мягких тканей, и ты идешь в пространстве, которое тебя ничем не сдерживает.
Помню, как меня до глубины души поразило количество инвалидов, женщин и мужчин с колясками и детьми больше одного, «городских сумасшедших», и действительно старых людей в общественном транспорте и на улице. Я ходила и думала, а где же все они в моем городе? Каким образом эти люди интегрированы в мое общество? Они просто сидят по углам, в четырех стенах и тихонечко умирают. Именно этот шок заставил меня прийти к социальной и активистской деятельности потому, что я хочу, чтобы когда-нибудь и у нас так было.

- Ты говорила, что почти сразу начала подрабатывать. Как это произошло? Как ты нашла работодателя, чем занималась, сколько получалось зарабатывать и на много ли этого хватало?

Так как у меня не было финансовой поддержки со стороны, мне сразу пришлось искать работу. Девочка с курсов по немецкому языку, связала меня с мальчиком, который работал в нескольких клубах, где он распространял флаеры. Мне платили шесть евро в час за то, что я раздавала флаеры днем на улицах, или ночью у входа в клуб. В месяц выходило, кажется, около 400 евро. В Алматы у меня осталась квартира, и до инфляции я сдавала ее за 400 евро. В сумме как раз выходил средний прожиточный венский минимум. Работу уборщицей, няней, официанткой можно найти всегда и достаточно быстро, я даже как-то зарабатывала, преподаванием русского языка. Главное, нужно понимать, что официально бакалаврам можно работать 10 часов в неделю, магистрам 20 часов, и по стандартной ставке в сфере услуг, выходит примерно 380 Евро в месяц, если работаешь 10 часов в неделю.

А было ли сложно совмещать работу с учебой? Отразилось ли это на результатах учебы?

В кредитной системе каждый сам себе делает расписание и это позволяет выбрать удобную нагрузку. Конечно, если бы мне не пришлось работать, я бы закончила учебу за три года, на которые она рассчитана, а не за четыре. Также, мой средний балл вполне вероятно был бы выше, если бы я только училась. При этом я знаю неработающих сокурсников, которые закончили позже меня или еще учатся.

Расскажи, пожалуйста, вкратце, как проходил курс твоего обучения на бакалавриате: примерное расписание, сколько теории по отношению к практике, какие книги, какие места, и т.д. Все, что ты считаешь важным именно в твоей специальности.

Для того, чтобы закончить бакалавриат студент должен закрыть 180 ECTS пунктов, 120 из которых относятся к твоей специальности, а оставшиеся 60 нужно брать из других специальностей. Я, например, взяла историю и историю философии. В самом первом семестре вас ждет так называемый STEOP, который расшифровывается как Studieneingangs- und Orientierungsphase, то есть вводная и ориентировочная фаза. Она обычно состоит из трех-четырех экзаменов, у историков искусств это были: иконография, архитектурная терминология и курс из семи лекций прочитанных семью лекторами, а также практическое занятие по описанию произведений искусства. Далее вас ждут четыре основные лекции, по эпохам истории искусств, начиная с первого тысячелетия нашей эры и заканчивая модернизмом. Вам нужно будет также прослушать восемь лекций на выбор, обычно каждый семестр предлагаются новые, их тоже нужно будет выбирать согласно определенным модулям. Нужно будет пройти практику и экскурсию по Вене. Я искала практику сама и прошла ее в Эрмитаже, кажется, обычно ВУЗ предлагает какие-то варианты. Также вы напишете пять письменных работ, три маленьких по 15 страниц и две большие в 25 страниц, которые будут считаться вашей дипломной работой. И самое неприятное, экзамен по латинскому языку, если есть возможность лучше сразу дома его сделать потому, что переводить текст и сдавать устный экзамен по латыни на немецком языке – это ад.

Когда я начала учиться, я была немного разочарована австрийской системой. Российская система была мне более близка, в ней студенту выкладывают слоеный пирог из знаний, разжевывают и расставляют по полочкам всю историю искусства, начиная с неолита и до наших дней. Также на любой лекции чувствуется индивидуальный подход – преподаватель знает тебя в лицо. Аудитория венского лектория обычно забита 300 студентами, лектор читает в темноте и выходит из зала. При свете дня я даже не узнавала некоторых профессоров. Единственные моменты близости и личным обменом идеями происходят во время семинаров, а их всего лишь шесть за все время обучения. Экзамены проходят в формате открытых вопросов или же в тестовом формате, устных экзаменов, в которых я обычно показываю лучшие результаты, почти не было.

Есть, конечно, в этой системе и свои плюсы, лекции в венском университете обычно читаются по какой-то очень узкой теме, в которой преподаватель в данный момент своей деятельности больше всего заинтересован, и иногда попадаются очень свежие темы и новый подход к ним. Больше всего в период обучения меня вдохновил подход англоязычных профессоров, который сильно отличается от подхода их немецкоязычных коллег. Последние, как и наши преподаватели постсоветского пространства показались мне очень иерархичными. Профессоры же из Италии, США и Марокко разговаривают с тобой на равных, им на самом деле интересно, что ты скажешь.

А друзья - нашла ли ты их среди местного населения, или все-таки это были больше студенты из разных стран? Расскажи, пожалуйста, как вы обычно проводите свои дружеские вечера, куда ходите, насколько часто вообще можно себе позволить "погулять", если учитывать учебную нагрузку в университете.

Первое время, без знания языка, мне очень помогли социализироваться три вещи: курсы немецкого языка, участие в хоре при венской дипломатической академии и казахстанское студенческое сообщество. Настоящие друзья, такие которые становятся тебе семьей, у меня появились буквально за первые полгода и остались со мной по сей день, все они русскоязычные и большинство из Казахстана. Со временем и среди австрийцев у меня появились настоящие друзья, которые меня поддерживали и поддерживают, и их всех объединяет одно – они заинтересованы в других культурах, например, изучают русский, либо состоят в смешанных партнерствах, либо они жили где-то за рубежом и их кругозор не ограничен австрийскими границами. Насчет «погулять», все зависит от времени года, я старалась раз в неделю устраивать себе поход в музей, кино, клуб, или просто посиделки дома. Вена не очень клубный город, но найти себе развлечение по душе всегда можно.

Как ты думаешь, сколько времени прошло для тебя до тех пор, пока ты окончательно почувствовала себя в Вене "в своей тарелке"? Появилась ли мысль о возможности остаться там на всю жизнь?

В своей тарелке я почувствовала себя в самые первые минуты, город очень располагает к себе. Думаю, я бы с удовольствием приехала бы сюда строить семью или стариться. Вена идеальна для детей и стариков.

И вот последний год обучения... у тебя была дипломная работа? На какую тему? Сложно ли было ее писать?

Историкам искусств решили облегчить (или усложнить) условия сдачи бакалаврской работы, и разделили ее на две поменьше. Если раньше нужно было сдать одну работу на 40 страниц, то сейчас нужно написать две работы по 25 страниц в рамках двух семинаров. Первый мой семинар назывался «Каждому своя античность: механизмы апроприации античности до первой мировой войны». Студентам нужно было выбрать любую страну, любого автора, любое течение в искусстве во временном промежутке до первой мировой войны и проанализировать влияние античности на него/нее. Мой выбор пал на Россию времен Петра первого. Параллельно наша профессорка продвигала идею о кинестетическом обучении, то есть, чтобы что-то запомнить, надо это потрогать, сделать руками. Поэтому нам нужно было сделать макет выставки к выбранной теме, или же нарисовать этот макет в 3D программе. У меня теперь есть компьютерная модель выставки про Петра Великого и античность. Сам текст научной работы выглядел, как каталог к этой виртуальной выставке.
Вторая бакалаврская была написана мной в рамках семинара под названием «Воображая Европу: Эстетика континента». Семинар был моим первым опытом написания работы, да и в принципе опытом «говорения» о современном искусстве. Нам нужно было выбрать тему, связанную с европейской (само)идентификацией. Что такое Европа? Где ее границы? Какая эстетика в ней преобладает? Мной была вновь выбрана тема, связанная с Россией и ее взглядом на Европу. В моей работе я задавалась вопросами о том, каким образом, когда именно и зачем Европа была превращена в Гейропу, а также каким образом Европа в свою очередь воспринимает Россию. И конечно о том, как все эти процессы были отражены в современном искусстве.
Писать было сложно, особенно на немецком (вторую работу я писала на английском), но я сознательно выбирала малоизученные и сложные темы. Кому нужен стотысячный пересказ образа Данаи в творчестве художников эпохи барокко? Про Петра и античность написана одна книга, и одна небольшая статья. Про современное российское искусство, связанное с гендерной и сексуальной политикой, ровно три небольшие статьи. Когда ты можешь привнести нечто новое в науку, когда ты можешь сформулировать ранее не высказанное, даже если это всего одно предложение, но оно твое – это победа.

Как круто! Ну вот, день выдачи дипломов и когда ты стала официально обладателем степени Бакалавр наук в области Истории искусств Венского университета - что ты чувствовала? Расскажи, пожалуйста, каково это - пройти такой долгий путь и наконец достичь цели?

Представьте двадцатишестилетнего человека, бросившего два университета незаконченными, уехавшего в новую страну, с неизвестным ему языком, поработавшего на многочисленных мало оплачиваемых работах, который, наконец, держит эту заветную бумажку в руках. Конечно же, я закатила вечеринку. Позвала кучу народа, шестьдесят человек, мы жарили шашлыки и танцевали до четырех утра. Полиция приезжала три раза!

Дипломный день!:)

Но ты на этом не остановилась:) То есть, принимаешь решение продолжить обучение, и... почему Берлин? Почему Берлинский Свободный?

Берлин меня очаровал своей пестрой разношерстностью и дикой энергетикой, когда я гостила тут у своих друзей прошлым летом. У меня даже возникла теория о том, что города, которые в прошлом впитали энергию танатоса, в настоящем восполняют ее чрезмерной энергией эроса. После старушечьей имперской Вены, Берлин стал для меня глотком свежего воздуха. В Вене мне было очень комфортно и уютно, но мне захотелось усложнить себе жизнь, выйти из зоны комфорта и завоевать новые территории. Что касается университета, то меня приняли и в Гумбольдт и в Свободный Университет Берлина. Я выбрала второй в надежде на более свободный и современный подход к обучению, посмотрим, оправдает ли он мои ожидания.

Каково тебе здесь сейчас? Большая ли разница между Австрией и Германией в плане обучения, в плане жизни, просто людей? Где тебе нравится больше? Каковы твои впечатления от Берлина.

Одно дело, когда ты приезжаешь в Берлин летом, в качестве туриста, и совсем другое, когда ты сюда переезжаешь в промозглом октябре, и окунаешься в рутину забот и холодные воды немецкой бюрократии. Берлин большой, в любую точку добираться в два-три раза дольше, чем в Вене. После Вены невозможно жить ни в одном городе мира, так как Вена самое удобное место на земле. Во мне уже живет венский ворчун, который ненавидит берлинские автобусы, вечно опаздывающие минимум на три минуты, и останавливающиеся на несколько метров положенного места. Ворчун, ненавидящий мусор вокруг, длинные очереди и бесконечное количество пьяных людей. Но есть и плюсы: все дешевле процентов на тридцать, а какое же это блаженство обнаружить в доме магазин, работающий до трех часов ночи! Получить проездной билет, включенный в студенческий, иметь вход в некоторые музеи в два раза дешевле, чем в Вене. Да и в целом, каждый день обнаруживать жизнь, кишащую вокруг и зовущую в нее влиться.

И планы после окончания магистратуры? :)

Планы идти в аспирантуру, посмотрим, правда, куда меня эти планы занесут дальше.

Возвращаться в Казахстан - как думаешь?

Ближайшие пять-семь лет, пока я буду учиться, думаю, что не вернусь. В будущем мне бы хотелось работать и делать проекты с Казахстаном, для Казахстана. Казахстан – источник моего потенциала и отказываться от него было бы глупо. Очень надеюсь, что у меня получится воплотить желаемое, и найти и в Казахстане для себя местечко.

Спасибо, Салтанат, за ответы, и пожалуйста, поделись напоследок своим советом для будущих заявителей в европейские ВУЗы: что очень важно, а что не очень? Как быть, с чего начать, и так далее? Все, что посчитаешь важным для будущих студентов.

Я поступала через Alem Education потому, что я знала, что не буду в состоянии выдержать всю эту бесконечную бюрократию и возню с бумажками. В то же время, я знаю множество людей, которые поступали сами и делали это без особенных проблем. Самое важное: готовьтесь к долгому ожиданию, я уехала год спустя после начала всей этой истории. Учите языки, пока ждёте, и ничего не бойтесь, все обязательно получится.

 

Ну что ж, а пока будущий доктор наук в области Искусствоведения находится на пути к своей цели, я желаю ей всяческих успехов и обязательно-обязательно не останавливаться на достигнутом! На самом деле, нет ничего более приятного, чем видеть целеустремленных молодых людей и то, как их мечты претворяются в жизнь!

Спасибо за ваше внимание, всем сбычи мечт!

 

ххх

Дина Айсарина